Верные советские мотоциклы удивляют работоспособностью и надежностью, многие до сих пор активно используют эти байки в загородных и городских условиях. Сейчас их дизайн выглядит раритетным, а когда-то считался ультрамодным и основывался на лучших иностранных моделях. Непривередливая в эксплуатации и простая в ремонте, советская мотоциклетная техника завоевала место в сердце миллионов мотолюбителей. Однако не спешите ностальгировать — отдельные экземпляры живее всех живых: модернизируются собственниками и даже посещают выставки, а по прогнозам специалистов переживут еще несколько поколений владельцев.
ТОП 10 мотоциклов из СССР, легендарное наследие:
Вятка ВП-150
Начнем рейтинг со стильного малыша — Вятка ВП-150. Имеет более чем достойный прототип — лучший среди мотороллеров всех времен, итальянец Vespa GS150. Годы выпуска Вятки: 1957 — 1966. Производитель Вятско-Полянский машиностроительный завод, который ранее выпускал ППШ. До славы итальянского собрата Вятка недотянула, однако получила признание в пятидесяти странах, как результат — более 1000000 реализованных моделей.
Л-300 «Красный Октябрь»
Первым из серийных мотоциклов в Стране Советов получился Л-300 «Красный Октябрь». Вдохновлен сверхнадежным немцем DKW Luxus 300, сконструирован в Ленинграде, выпускался с 1930 года на протяжении 8 лет. Технические параметры Л-300 соответствовали времени: 300 см³ объем движка; 3000 оборотов/минута; 6 — 6,5 лошадиных сил; max скорость 80 км/час. Бензин расходовался на уровне 4,5 литров на сотню. Интересный факт: на основе конструкции «Красного октября» выпущен один из лучших советских мотоциклов ИЖ-8, который, отчеканен на новозеландских серебряных монетах.
М-72 — советский тяжёлый мотоцикл
М-72 — первый тяжелый мотоцикл в Союзе, настоящая боевая техника. Конструктивные особенности скопированы у германского BMW R71. Байк вышел в 41-м, прослужил всю войну в качестве бронированного носителя стрелкового оружия, затем использовался для гражданских и милицейских потребностей, а производство данной модели завершилось в 60-м. За почти 20 лет было выпущено 8500 аппаратов в двух модификациях: с коляской и без.
Урал М-62
Урал М-62 — лучший милицейский мотобайк в Советском Союзе, идеально подходящий для патрулирования и выполнения особых заданий. Годы производства 1961 — 65, завод — Ирбитский мотоциклетный (ИМЗ «Урал»). Отличительные характеристики: более мощный мотор в 28 лошадиных сил; зубчатые муфты в коробке передач; больший ход подвески; видоизмененные кожухи вилки спереди; разгон до 95 километров в час, потребление топлива в пределах 6 литров на 100 километров.
ИЖ-49
ИЖ-49 мотоциклисты считают лучшим советским мотоциклом для любых дорог (в том числе и бездорожья). Великолепная модель среднего класса, сходила с ижевского конвейера с 51-го по 58-й год. Имеет прекрасные показатели надежности и приспособленности к сложным условиям, знаменит фирменным мощным рычанием, настоящая мечта ездоков тех времен, которая до сих пор бережно хранится и используется мотолюбителями на дорогах.
ИЖ Планета-Спорт
Нельзя представить Топ-10 советских мотоциклов без легендарной модели ИЖ Планета-Спорт. Первый серийный спортбайк отечественного производства с уникальным для тех времен дизайном. В отличии от предшественников, основан на прототипе модных японских мотоциклов, а не на тяжеловесных военных образцах. Стильный и элегантный советский «спортсмен» вобрал в себя лучшие черты из текущих творений Kawasaki, Yamaha, Suzuki (70-е годы). Серийное производство длилось с 73-го по 84-й годы в знаменитом Ижевске. Байк способен выдавать скорость до 140 км/час, разгоняться до сотни за 11 сек, мотор обладает мощностью 32 л. с., а расход топлива составляет до 7 л/сотню. Быстрый и технологичный, ИЖ Планета Спорт по сей день шикарно смотрится на дорогах.
JAWA 360
Чехословацкие JAWA 360 — самые популярные и любимые потребителями советские мотоциклы в 70-х гг. Название являет собой аббревиатуру от имени собственника фабрики Ф. Яничека + наименования фирмы Вандерер. Каждый третий советский байкер мог похвастаться ухоженной Явой в гараже, также данная модель часто встречается на кинокадрах, в прославленной «Бриллиантовой руке».
JAWA 350-683
JAWA 350-683 — еще один фаворит рейтинга народных любимцев. Последняя Ява мотопромышленности СССР. Образец «вышел в свет» в 1984-м, байк прославился в кино («Авария — дочь мента», «Крысы, или Ночная мафия»), вдохновил Сектор Газа на написание песни. Три миллиона мотоциклов JAWA 350-683 были проданы в 80-х годах, и это потрясающий показатель успешности и популярности.
Днепр 11
Днепр 11 по праву входит в топ 10 мотоциклов по категории «Техника для тюнинга». Это была самая почитаемая модель в среде советских байкеров, она и наши дни эффектно преображается тюнинг-мастерами для участия в престижных выставках. Этот тяжелый мотоцикл киевского производства является превосходной базой для доработок и усовершенствований под владельца.
Минск М1А
Минск М1А достойно завершает рейтинг «Лучшие советские мотоциклы». Прототипом «Минскача» из Беларуси был немецкий аппарат DKW RT125. С 51-го года Минск радует поклонников мототехники, а с 2007 г. предприятие стало частным. Во всем мире продано 6 с половиной миллионов единиц. Ведущий Top Gear Хаммонд положительно отзывался о надежности, простоте и легкости в ремонте «Минска» после поездки по Вьетнаму.
Как бы там ни было, 10-ка легендарных мотоциклов в нашем ТОПе должна быть хорошо известна каждому. Нумерация в рейтинге намеренно не применялась, поскольку каждый аппарат имеет оригинальную историю, дизайн и предназначение, а значит занимает обособленную и равноценную позицию.