История создания легендарной советской марки мотоциклов ИЖ: история рождения первых мотоциклов ИЖ

Первые мотоциклы ИЖ как рождалась легендарная советская марка мотоциклов

В 1928 году опытные инженеры Ижевского мотоциклетного завода были под руководством Ивана Кудявцева, разработавшего образцы мотоциклов с водяным охлаждением двигателей мощностью 7-9 л.с., а также модель с трубчатой рамой (мотоцикл ИЖ-3). В 1930 году стали выпускаться мотоциклы «ИЖ-3» для категории легких перевозок. Бензобак был изготовлен из жести, а конструкция мотоцикла оснащалась цепью.

Первая серийная модель ИЖ, разработанная инженерами ижевского завода, стала практически прародителем всех последующих годов: Ижевское предприятие по мотоциклостроению обращалось к разработкам машин, готовых для производства. В 1932 году благодаря опытному конструктору Сергею Вершеутину была разработана и введена в серийное производство модель машины, получившая кодовое обозначение «ИЖ-7». Эта модель мотоцикла в своей конструкции использовала переднюю вилку с двумя тормозными колодками, а также цепную передачу.

В то же время группа юпитеровцев Челябинского тракторного завода разрабатывала мотоциклы на основе ИЖ, сначала еще на ЧТЗ, и почти одновременно начала производство первых моделей ИЖ: «ИЖ-49» был первым мотоциклом, получившим в своей конструкции цепной привод заднего колеса. В то время модель считалась достойной эксплуатации и получила практически положительные отзывы в своей классе, поскольку она была предназначена для передвижения по шоссейно-кольцевым гонкам, старты и финиши которых находились в Югвуде.

Сначала продукция ижевского завода была ближе к Кремлёвскому дворцу, а потом разработчиками ИЖевского мотоциклостроения пришла идея создания большой семьи машин. А первыми в этой «МОТО-СЕМЬЯ» годы были мотоциклы с боковым колясками — это модели «ИЖ-ПС» с охлаждением двигателя маслом. В начале Великой Отечественной Войны продолжило выпуск «ИЖ-8».

Производство опытных образцов

В 1945 году началась разработка первых мотоциклов ИЖ. В начале 1947 года были изготовлены первые двигатели для мотоциклов Юпитер-3.

Первые образцы мотоциклов ИЖ были созданы в 1948 году. Они назывались ИЖ-3 и ИЖ-7. У них были применены различные новые решения в конструкции мотоциклов.

В 1949 году были изготовлены опытные образцы мотоциклетных узлов для модели ИЖ-49. Были созданы передняя и задняя вилки, колесо с валом и трубчатая задняя подрамная часть.

В конце 1949 года решено взять в производство модель ИЖ-49 с опытными образцами узлов, получившими положительные отзывы при эксплуатации.

В 1950 году был осуществлен запуск в серийное производство мотоцикла ИЖ-49. Этот мотоцикл имел двигатель с мощностью 12 л.с., переднюю вилку планетарной системы и заднюю трубчатую вилку.

В начале 1950-х годов была создана группа спортивных мотоциклов ИЖ-ПС. Они были разработаны специально для участия в соревнованиях мотоциклетного спорта.

В 1953 году была создана модель мотоцикла ИЖ-49А, которая имела меньшую мощность двигателя, но была более удобной и надежной в эксплуатации.

Вторая половина 1950-х годов была отмечена созданием и строительством нового мощного двигателя для мотоциклов ИЖ-49. Он стал называться Юпитер-3. Он был использован в модели ИЖ-49Б, которая получила большую мощность двигателя.

Также в 1950-х годах были созданы спортивные модели мотоциклов ИЖ-ПС планета-3 и ИЖ-ПС строительство. Они были предназначены для участия в шоссейно-кольцевых и кроссовых соревнованиях.

Во время проведения мотопробеге было получено решение о создании новой модели мотоцикла ИЖ-49В с задним колёсом меньшего диаметра.

Двигатели мотоциклов ИЖ

Двигатели мотоциклов ИЖ

В начале 40-х годов XX века в Ижевском мотоциклетном заводе была разработана новая конструкция двигателей для мотоциклов ИЖ. В 1946 году была изготовлена первая новая модель – ИЖ-7, она имела передней подвеску и масляную систему с брызговиком.

В 1950 году на заводе был получен опытный образец ИЖ-ПС, у которого была передняя подвеска с двумя амортизаторами и масляная система с масляным насосом. Именно эта модель стала основой для массового производства мотоциклов ИЖ.

В те годы у нас уже были модели мотоциклов с диаметром вала эксплуатации 62 мм, они имела небольшой тираж и применялись в основном для спортивных гонок. Совершенно новым двигателем стала ИЖ-Планета-3, которая являлась доработкой ИЖ-ПС. Новая модель получила разработанную под руководством М.Е. Можарова цепную передачу и спортсмены на ней совершили успешный мотопробег на дистанцию более 2000 км.

В 1957 году было решено начать серийное производство мотоциклов ИЖ-7, которые демонстрировали надежность и удобство в эксплуатации. В следующие годы были разработаны и произведены другие модели мотоциклов ИЖ, включая кроссовые модели ИЖ-Планета-3 и Юпитер-3.

В 60-х годах производство мотоциклов ИЖ достигло своего пика. ИЖ стала одной из самых популярных марок мотоциклов в Советском Союзе, и их использовали все – от обычных граждан до военных и гонщиков.

Двигатели мотоциклов ИЖ были разработаны с учетом опыта и разработок других международных производителей мотоциклов, которые были доступны в то время. Благодаря этому, двигатели ИЖ обладали высокой надежностью и эффективностью. Они стали символом советского мотоциклостроения и экспортировались во многие страны.

Двигатели мотоциклов ИЖ продолжали разрабатываться и улучшаться в последующие годы. Они получили новые системы охлаждения, системы смазки, системы зажигания и другие улучшения. Мотоциклы ИЖ известны своей надежностью и долговечностью, и многие из них до сих пор эксплуатируются наших днях.

Серийное производство

Первыми серийными мотоциклами, выпущенными на заводе ИЖ, стали модели ИЖ-49 и ИЖ-5. Сначала было изготовлено всего несколько образцов этих моделей, которые были использованы для испытаний и настройки оборудования.

В 1949 году началось массовое производство мотоцикла ИЖ-49. Он оснащался двигателем объемом 350 кубических сантиметров и имел мощность 16 лошадиных сил. ИЖ-49 был очень популярен благодаря своей надежности и простоте конструкции.

В том же году была создана группа спортсменов ИЖ, которая занималась адаптацией и модернизацией серийных мотоциклов для участия в мотопробеге. Спортсмены пришли к выводу, что для достижения лучших результатов необходимо модернизировать мотоциклы.

Годом позже, в 1950-м, началось строительство нового корпуса завода, специально предназначенного для производства мотоциклов. Именно в этом году была разработана модель ИЖ-5, оснащенная двигателем объемом 5 лошадиных сил. Модель стала одной из наиболее массовых в серии ИЖ и благодаря своей простоте и надежности приобрела большую популярность.

Система охлаждения мотоциклов ИЖ-49 и ИЖ-5 была разработана с использованием опыта других производителей, что позволило значительно улучшить эффективность системы охлаждения двигателя. Для этого была использована система с маслосмазкой, в которой масло циркулирует между двигателем и радиатором.

Для улучшения управления мотоциклами ИЖ-49 и ИЖ-5 в комплектацию входили новые передняя вилка и задние амортизаторы. Также была разработана новая рама с учетом опыта мотопробега и гонок.

На заводе ИЖ строилось все больше новых моделей мотоциклов. Одной из таких моделей стала ИЖ-9, выпущенная в 1959 году. Она оснащалась более мощным двигателем объемом 400 кубических сантиметров и мощностью 24 лошадиные силы. ИЖ-9 стала первым мотоциклом, который получил в своей конструкции передний тормоз и был предназначен для перевозки пассажира.

В 1961 году на стапеле завода ИЖ был изготовлен 100 000-й мотоцикл ИЖ. В этом же году была представлена новая модель – ИЖ-49М. Она была разработана для гонок и имела мощность 26 лошадиных сил. ИЖ-49М стала очень популярной среди любителей спортивного мотоциклетного движения.

В 1962 году на заводе ИЖ было изготовлено 250 000 первых мотоциклов. В следующем году эта цифра удвоилась.

Модель ИЖ-49М была использована и в спортивных гонках. Она позволяла развивать очень высокую скорость благодаря своей мощности и надежности.

Серийное производство мотоциклов ИЖ позволило значительно увеличить тиражи и доступность этой техники для населения. Благодаря надежности и простоте в эксплуатации, мотоциклы ИЖ стали очень популярными у многих людей. В то же время, модернизация и разработка новых моделей позволила улучшить характеристики и возможности мотоциклов. С течением времени, ИЖ стала одной из наиболее известных марок советских мотоциклов и заслужила признание как в России, так и за ее пределами.

Массовое производство

Массовое производство

Создание массового производства мотоциклов ИЖ стало одним из самых важных этапов в истории развития этой легендарной советской марки мотоциклов. По сути, перед нами очередной шаг вперед в развитии мотоциклостроения на заводе ИЖ в Ижевске.

Сначала на заводе были разработаны модели ИЖ-5, ИЖ-7 и ИЖ-8, причем первые две модели имели заднюю подвеску и раму из двух колёс, а ИЖ-8 — раму из двух колёс и переднюю подвеску. В то время было много опытных узлов и деталей, что помогло пришла машин довести модели до серийного производства.

Само массовое производство мотоциклов ИЖ началось в 1951 году, благодаря строительству новой линии по производству мотоциклов и оборудования для этой линии. Строительство нового цеха было осуществлено при соучастии опытных мотогонщиков-конструкторов, таких как Можаров и Кульман (Ограниченным средствам названия тех мотоциклов Можаров уже отказывался назвовать мотоциклами, он сразу их называл машинами).

Первые двигатели на заводе ИЖ в Ижевском имели мощность порядка 5 лошадиных сил, эти двигатели использовались сначала для мотоциклов ИЖ-5 и ИЖ-7, но к 1953 году их мощность была увеличена до 7 лошадиных сил. Это позволило мотоциклам ИЖ-8 и ИЖ-ПС достигать скорости до 85 километров в час.

ИЖевский завод стал выпускать обширным ассортиментом различных моделей мотоциклов. Кроме того, начиная с 1953 года, на заводе стали выпускать и гоночные мотоциклы ИЖ-М.

На протяжении годов 1953-1954 годов первые модели мотоциклов ИЖ проходили испытания на различных мероприятиях и гонках, что позволило обнаружить некоторые недостатки в конструкции. К примеру, некоторые модели имели проблемы с охлаждением двигателя и работой передней подвески.

Однако все эти проблемы были устранены, и в 1955 году мотоциклы ИЖ уже успешно участвовали в шоссейно-кольцевых гонках, где они показывали хорошие результаты.

С каждым годом производство мотоциклов ИЖ на заводе в Ижевске увеличивалось, а ассортимент моделей становился все более широким. Завод ИЖ стал одним из крупнейших производителей мотоциклов в СССР.

Таким образом, благодаря массовому производству на заводе ИЖ в Ижевске и разработке новых моделей, этому заводу удалось создать довольно широкие ассортименты мотоциклов ИЖ, которые быстро стали популярными среди всех классов населения.

Мотоциклы ИЖ

Мотоциклы ИЖ

Мотоциклы ИЖ – это легендарная советская марка мотоциклов, которая стала новой страницей истории мотоциклостроения в нашей стране. В начале своего пути ИЖ выпускал модели мотоциклов, разработанные по лицензии иностранных производителей, таких как «Орион» и «Юпитер-3».

Однако, время шло, и завод ИЖ решил разработать собственную линейку мотоциклов. Инженеры завода приступили к созданию новых моделей, которые были оснащены оригинальными узлами и агрегатами.

Одной из самых известных моделей ИЖ стала ИЖ-3. Это был легкий мотоцикл с двигателем и объёмом 125 куб. см. Его особенностью был задний привод цепью и задний амортизатор. ИЖ-3 стал первым опытным образцом и отправной точкой для дальнейшей разработки мотоциклов ИЖ.

В годы своего производства мотоциклы ИЖ получили многочисленные модификации, включая ИЖ-8, ИЖ-ПС и ИЖ-49. Каждая новая модель отличалась от предыдущей улучшенными характеристиками и новыми техническими решениями.

Одним из самых популярных мотоциклов ИЖ стали модели «Планета» — «Планета-3» и «Планета-4». Они были оснащены двигателем обратного охлаждения и передней вилкой с трубчатой конструкцией. «Планета» стала символом советского мотоцикла, который на протяжении многих лет радовал владельцев своей надежностью и мощностью.

Все мотоциклы ИЖ, несмотря на ограниченные средства и оборудование, были разработаны с применением передовых технологий и опытом, полученным на других заводах по производству мотоциклов. Эти мотоциклы стали популярными среди наших граждан и нашли свое место в сердцах многих мотоциклистов.

Таким образом, мотоциклы ИЖ стали важной частью истории отечественного мотоциклостроения, свидетельствуя о том, что советские инженеры могут создавать качественные и надежные мотоциклы, которые пользуются спросом и по сей день.

Опытные образцы

Опытные образцы

В начале годов семидесятых, на Ижевском мотозаводе, под руководством Можарова А.Ф., началось строительство нового опытно-конструкторского бюро, в котором были разработаны первые опытные образцы мотоциклов.

Одной из первых разработок этой команды стала машина Иж-ПС, которая была почти совершенно нового проекта.

Одним из основных преимуществ этой машины была система задней подвески и других узлов, разработанная наших инженерами. Машина имела двигатель объёмом 2,5 л, мощностью 3 л.с. и переднюю подвеску в виде «планеты-3».

В то время все машины были разработаны с ограниченным объёмом производству и их использованию на шоссейно-кольцевых машин. Поэтому было решено разработать новую серию кроссовых машин, которые стали первыми опытными образцами ИЖ.

Одним из таких мотоциклов стал Иж-5. У него был установлен двигатель «Иж-3» системы воздушного охлаждения мощностью 7,5 л.с. Эта конструкция стала базисом для всех последующих разработок ИЖ.

Опытные образцы были разработаны при помощи новых технологий и материалов, а также с применением опыта и знаний инженеров. Они были оснащены передним и задним двигателями, что позволяло мотоциклам иметь более высокие технические характеристики.

В течение нескольких лет команда инженеров продолжала работать над новыми разработками, такими как Иж-7 и Иж-49, которые стали новыми опытными образцами высокого качества.

В то время мотоциклы ИЖ стали популярными не только наши среди населения, но и за пределами СССР. Благодаря своей надежности и доступной цене, они завоевали доверие и признание среди многих владельцев мотоциклов.

Таким образом, опытные образцы мотоциклов ИЖ внесли значительный вклад в развитие мотоциклостроения и стали отправной точкой для создания новых спортивных и других моделей ИЖ с более мощным двигателем и улучшенными характеристиками.

Дорожные мотоциклы

В начале XX века, когда в России была ощутимая потребность в экономичном и удобном средстве перевозки, решено было начать производство мотоциклов. Именно с этой идеи стала формироваться легендарная советская марка мотоциклов ИЖ.

Первой разработанной моделью стала ИЖ-1. Она была произведена в 1928 году и стала первым советским мотоциклетным прототипом в истории нашей страны. В этой модели было решено использовать двигатель объемом 750 кубических сантиметров.

ИЖ-7, разработанная в 1938 году, стала первой серийной моделью мотоцикла ИЖ. Этот мотоцикл имел переднюю трубчатую вилку и заднюю цепную передачу. ИЖ-7 была широко использована для перевозки грузов и была практически идеальным средством передвижения на дорогах.

В 1941 году была разработанная модель ИЖ-8. Этот мотоцикл оснащался 12-сильным двигателем и стал еще более популярным среди обывателей.

В 1950-х годах были разработаны различные модели мотоциклов ИЖ-3, ИЖ-ПС и другие, которые стали очень популярными. ИЖ-3 был предназначен для спортивных гонок и обладал высокими техническими качествами, а ИЖ-ПС — для мотоциклетного спорта.

Производству узлов и деталей для мотоциклов ИЖ было отведено отдельное место на заводе. Всех работников и специалистов объединяла группа под руководством Можарова, которая занималась разработкой и производством новых образцов оборудования и мотоциклов.

На протяжении многих лет продолжалось строительство новых моделей мотоциклов ИЖ, совершенствовались двигатели, улучшалось качество и надежность мотоциклов. ИЖ стала одной из самых популярных марок мотоциклов в СССР.

Специальные мотоциклы

В начале 1950-х годов на Ижевском мотозаводе началась разработка и выпуск специальных мотоциклов, различных по конструкции и назначению. Одной из первых моделей был мотоцикл ИЖ-3, разработанный для спортивных гонок.

ИЖ-3 имел новую раму и спортивные двигатели объёмом 249 см³ и мощностью 14 л.с. Эта модель была ограниченным тиражом и использовалась для шоссейно-кольцевых гонок. Новый мотоцикл имел переднюю вилку с цепью привода колёс, что значительно повышало его маневренность и улучшало управление.

В 1953 году была разработана модель ИЖ-8, которая также была предназначена для гонок. Она имела переднюю вилку с цепью привода колёс и заднюю подвеску с масляным амортизатором. Этот мотоцикл использовался спортсменами при проведении спортивных соревнований.

Спортивные модели и прототипы позволяли мотоциклистам приобрести опыт эксплуатации новых узлов и систем, а также проверить прочность и надёжность конструкции.

В середине 1950-х годов был разработан мотоцикл ИЖ-49 «Орион», который также имел заднюю подвеску с масляным амортизатором. Эта модель отличалась более мощным двигателем с объёмом 348 см³ и мощностью 18 л.с. ИЖ-49 «Орион» использовался в спортивных гонках и имел высокие показатели скорости и маневренности.

В 1959 году на Ижевском мотозаводе была разработана модель ИЖ-8, которая имела новую раму, переднюю вилку с цепью привода колёс и заднюю подвеску с масляным амортизатором. Этот мотоцикл оснащался мотором объёмом 248 см³ и мощностью 12 л.с. ИЖ-8 использовался в спортивных гонках и имел хорошую маневренность и надёжность.

В 1962 году на Ижевском мотозаводе была разработана модель ИЖ-8 «Планета», которая имела новую раму, переднюю вилку с цепью привода колёс и заднюю подвеску с масляным амортизатором. Этот мотоцикл оснащался мотором объёмом 248 см³ и мощностью 12 л.с. Модель ИЖ-8 «Планета» использовалась в спортивных гонках и имела высокие показатели скорости и управляемости.

В 1963 году на Ижевском мотозаводе была разработана модель ИЖ-49 «Планета-3», которая имела новую раму, переднюю вилку с цепью привода колёс и заднюю подвеску с масляным амортизатором. Этот мотоцикл оснащался мотором объёмом 348 см³ и мощностью 18 л.с. Модель ИЖ-49 «Планета-3» использовалась в спортивных гонках и имела высокие показатели скорости и управляемости.

Наш Мото